Великая китайская угроза. Начинается глобальный кризис, которого мир не видел за последние сто лет.
Вот почему экономика Китая, ВВП которого составляет около 10 триллионов долларов, - крайне важная для всего мира. Для сравнения: ВВП США - около 16 триллионов.
При этом прирост населения Китая составляет чуть более 5% в год. Поэтому считается что если экономика Китая будет расти меньше чем на 5% в год, они будут не способны поддерживать стабильность в системе и ситуация может выйти из-под контроля. Это значит, что население будет жить хуже, чем вчера, что для них недопустимо.
Правда и то, что Китай не живет перспективами на 2-3-5 лет. Он всегда строил свою стратегию и продолжает строить на долгосрочный период - десятилетия и даже столетия. Нет ничего удивительного, что план возрождения Шелкового пути, который китайцы вынашивают на протяжении последних почти 50 лет, только сейчас вышел на уровень активного обсуждения.
Поэтому проблемы с экономикой Китая незамедлительно скажутся на глобальном уровне и будут настолько серьёзными, что справиться с ними будет крайне сложно.
Безусловно, все зависит от уровня этих проблем. Есть относительно вероятностный сценарий, который состоит в том, что если китайская экономика будет падать, а именно к этому все идет, то мир войдет в эпоху колоссальных кризисных потрясений - это будет один из крупнейших кризисов, которые мы видели за последние лет сто.
В силу особенностей Китая (ядерное государство, самое густонаселенное и быстрорастущее, с колоссальными геополитическими амбициями) спасти его экономику обычными методами не представляется возможным. У них не сработает ни один механизм, который мог бы быть использован в Европе или США. Им не помогут ни монетарные, ни фискальные методы, ни методы, связанные с улучшением инвестиционного климата.
Поэтому если китайская экономика начнет вдруг начнет резко падать, то осколки будут лететь по всему миру так, что мало не покажется никому.
Проблем, которые сталкивают китайскую экономику в кризис, несколько.
Первая - состоит в том, что китайская экономика резко начала замедлять рост. До 2010 года они показывали рост, превышающий 10%, после этого темп роста начал снижаться. Последние пять лет китайская экономика росла на 7-8-9% в год. И это много только если сравнивать с Украиной или ЕС. Но это очень мало для китайской экономики. 5% роста для них - это минимальный уровень выживания.
Если китайская экономика начнет вдруг начнет резко падать, то осколки будут лететь по всему миру так, что мало не покажется никому
Нельзя сказать, что экономисты проглядели надвигающийся кризис. Но у всех были ожидания, что должны произойти качественные изменения во всей системе мировой, аналогичные изобретению конвейера или двигателя внутреннего сгорания, что-то должно изменить весь процесс производства и позволить китайцам выплыть. Но этого не произошло.
Есть все основания полагать, что 2015 год будет закончен на уровне от 5 до 7% ,а прогноз на следующий год уже не превышает 7%. Но это относительно базовый сценарий. Потому что возможен и сценарий резкого падения.
Вторая причина, которая вызывает кризисные явления – сильно изменившийся портрет среднестатистического китайца за последние двадцать лет. Из некогда технологически недоразвитой страны они превратились в передовиков отрасли. Поездив по миру, китайцы переняли потребительские привычки европейцев. Они наполнили свою потребительскую корзину непривычными им ранее молочными продуктами и начали жить в кредит. Это повлекло за собой активный рост банковского кредитования - на 20-25% в год. Государство забило тревогу, но было поздно. Центробанк Китая начал увеличивать процентные ставки, чтобы кредиты стали менее доступны. И тогда получило распространение то, что них было для азиатов не очень свойственно – теневой банкинг. Стали процветать рантье, как будто появившиеся из 18 века Западной Европы. В итоге этот теневой рынок кредитов стал занимать около трети рынка официального кредитования.
Это явление пытались задавить административными мерами, но они, как в Украине, не сработали. Кредиты стали еще более дорогими.
Центробанк запустил программу рефинансирования коммерческих банков, но они, получив эти деньги, вместо того, чтоб раздавать кредиты населению, начали вкладывать в ценные бумаги.
Фондовый рынок Китая всегда был относительно развит. Но тут он начал быстро расти. За полтора года он увеличился на 150%. Это колоссальный рост. Сначала его раздували портфельные инвесторы, фактически обычные спекулянты, потом банки, потом население увидело, как растет рынок, обычные китайцы тоже понесли туда свои кровные юани. И это третья причина, почему Китай стал разоняться в пропасть.
И тут, после того, как вдруг около 1-2 месяцев назад пошла негативная информация по росту фондового рынка, по возможной неустойчивости экономики, началось. Обычно первые, кто реагирует на плохой "запах" экономики – это портфельщики. Они - это лакмусовая бумажка на экономику любой страны, которая начинает плохо "пахнуть". Эти спекулянты, когда чуют, что "запах" плох, реагируют одномоментно сбрасыванием тех активов, ценных бумаг, которые у них есть на руках. Они ничего не теряют, в отличие от так называемых прямых инвесторов, которые технически обладают предприятием. И вот это произошло первоначально в Китае. Они начали сбрасывать акции, а потом уже рынок начал проседать, а потом уже появилась цепная реакция.
Масса инвесторов работает несамостоятельно, а через брокеров. Они могут не знать, что вообще происходит со страной. И когда заключается брокерский договор, то одно из условий может быть: если рынок просел на какой-то определённый процент, после этого не стоит даже разбираться с этим рынком, надо немедленно продавать те ценные бумаги, какие есть на руках. И брокеры начали массово сбрасывать активы. И вот почему идет резкое проседание этого рынка на протяжении прошлой недели. Но фактически это уже сравнимо с паникой. А когда идет паника, то прекращает работать обычная рациональная логика. Инвесторы начинают работать иррационально, и когда идет это сбрасывание, идет проседание стоимости активов, сейчас же это повлечет за собой моментально проблемы в банковском секторе Китая, который проинвестировал эти ценные бумаги.
Оно еще не началось, но начнется скоро. Речь идет буквально от нескольких недель до нескольких месяцев для того, чтобы это была уже проблема колоссальная и ощутимая.
Сейчас Китай уже ничего не может сделать для того, чтобы предотвратить последствия
После этого будет проблема с населением, которое брало тоже кредитный ресурс и давало его в фондовый рынок, а потом их Центробанк будет вынужден ввести элементы жесткой монетарной политики, потому что это прописные истины, которыми они должны будут руководствоваться. Как только они введут элементы жесткой монетарной политики, у них начнется еще более жесткое проседание экономики. И прогноз на следующий год может оказаться куда более негативным, чем те 6-7%, о которых говорилось выше. Может оказаться, что они не выдержат этот диапазон. И вот тогда у них начнутся реальные проблемы.
Вопрос конечно еще в ментальности китайцев, как долго они согласны терпеть. Если мы были бы две сотни лет назад, я бы сказал, что риски войны усиливаются. Но мы живем, все-таки, в другом веке, хотя даже наш пример показывает, что возможны любые расклады. Возможны любые подвижки, те, которые сейчас кажутся нелепыми и безумными, они возможны. Возможен, например, отказ от предложений, достигнутых после Второй мировой войны, так называемые Бреттон-Вудские соглашения, когда отказались от золотых измерений валюты. Возможно возвращение к ним. Очевидно, будет резкое падение цен на ресурсы, и Украина испытает это на себе, потому что если Китай станет снижаться, то цены на ресурсы начнут резко падать. Если Центробанк Китая начнет выбрасывать золото на рынок, то цена на золото начнет резко снижаться.
Сейчас Китай уже ничего не может сделать для того, чтобы предотвратить последствия. Они будут пытаться работать монетарными методами. Но насколько у них это получится, вопрос. Есть все основания полагать, что мир стоит перед неотвратимой перспективой глобального кризиса.
Источник: tsn.ua